Перейти к основному содержанию

Меня сложно заподозрить в нелюбви к электричеству. Совсем наоборот - электрическую технику люблю больше чем бензиновую, да и аккумуляторы становятся всё надежнее, "вместимее" и долговечнее. Но вот когда речь заходит об автомобилях, многие люди на полном серьёзе начинают топить за то, что будущее уже наступило.... Приходится включать скептика. Попытаюсь объяснить, почему для меня электромобили в их нынешнем виде непригодны категорически.

Дисклеймер: Про электробусы мы здесь говорить не будем. Сказать про них есть что, но не сегодня и, скорее всего, не здесь.

2018 Nissan Leaf Tekna Front
Nissan Leaf - один из самых популярных электромобилей в мире. Vauxford / CC BY-SA

Итак, чем же электромобиль отличается от автомобиля с двигателем внутреннего сгорания (ДВС)? Многие сейчас скажут - всё то же самое только на батарейках и без выхлопа. И будут неправы. Т.е. к выхлопу вопросов нет. Хотя, если уж совсем по-честному, речь идёт не о выхлопе совсем, а о выхлопе вот конкретно тут - не забываем что электричество изниоткуда не берётся, а ТЭС никто не отменял. Но сейчас не об этом.

Разница между ДВС и аккумулятором заключается ещё и во времени заправки. Чтобы заправить полный бак дизеля, мне нужно минут 5 (если нет очереди) из которых на собственно заливку топлива уходит максимум 2-3. Зарядка электромобиля, какой бы она супер-мега-быстрой-экстра-чардж не была, таких скоростей в ближайшей перспективе не осилит. И это ключевая проблема, из-за которой электромобиль к покупке в 2020-2021 году я даже сугубо теоретически рассматривать не буду. Да, машину можно (и нужно) заряжать дома и если ваши поездки никогда не выходят за пределы города, проблема длительности заправки для вас не существует.

Те, кто читают мой блог (или инстаграм) более-менее давно, знают что я на машине люблю путешествовать. Моя недавняя поездка, самым дальним пунктом которой был город Камызяк Астраханской области - это около 1,5 тысяч километров. В общем, я езжу не часто и близко, а больше редко и далеко.

Итак, представим себе что инфраструктура зарядок электромобилей у нас такого же уровня, как и ДВСных (т.е. примем допущение что на каждой АЗС стоит супер-быстрая зарядка для электромобиля, с нужным коннектором и всегда работает). Для простоты будем рассматривать Tesla Model S, как пример электромобиля, близкого к идеалу (хотя, будем откровенны - это явно не массовый вариант, но тоже примем как допущение в пользу электромобилей).

Tesla Model S 02 2013
Tesla Model S Shal Farley (shalf) / CC BY-SA

Если верить интернету, пробег Теслы на полной зарядке - около 650 км, а время полной зарядки батареи - около 1,5 часов на самой-самой быстрой зарядке. Ехать до Астрахани от моего дома 1401 км (по Яндекс-Навигатору).

Т.е. в гипотетически-идеальной ситуации, когда я никуда по пути не заезжаю, даже здесь мне понадобилась бы одна полная зарядка и одна неполная. Т.е. так или иначе - минимум 2 с хвостом часа, где машина встаёт и ничего не делает вместо того чтобы ехать дальше. Конечно, можно подгадать так чтобы через 600 км останавливаться на ночёвку, можно ещё как-то перекроить маршрут, подстроившись под особенности машины. Но факт остаётся фактом - машину с ДВС я заправлю за 5-10 минут и поеду дальше. А ещё я могу взять с собой канистру с топливом, или даже несколько канистр. А могу ли я закинуть в машину несколько лишних батарей? В общем, на ДВС я строю поездку под свои нужны, на электромобиле - под нужды машины.

И что же мы получаем? В системе, подогнанной под использование электромобиля, он всё равно остаётся менее удобен для дальних поездок.

Безусловно, мой сценарий использования авто далеко не самый массовый (но я в самом начале обозначил что рассматриваю тему в разрезе своих потребностей). Конечно, если бы мне нужно было активно ездить на авто внутри МКАД и за пределы кольца выезжать крайне редко, я бы купил... безлимитный Единый и чуть чаще стал бы отсыпать деньги с карточки Яндекс.Драйву. Когда настанут светлые времена и батареи электромобилей будут позволять проехать на них дольше, заряжаться они будут быстрее, а зарядок станет больше, тогда для "дальняка" электромобили можно будет рассматривать. Пока же это всё же будущее, близкое или далёкое - вопрос десятый. Но будущее. Не настоящее