Перейти к основному содержанию

Если задать среднестатистическому автовладельцу аналогичный заголовку вопрос про его машину, большинство ответит сколько сжигает в месяц горючки или сколько на неё тратит. Сумма это важная, однако на вопрос не отвечает вообще.

В этой записи я, с одной стороны коснусь того, что в принципе вкладывается в понятие "стоимость владения" и покажу это на своём примере - как раз на днях пробег моего Дастера перевалил за 30 тысяч километров.

Много это или мало, сказать сложно, с учётом того что ездил я в 2020 намного активнее чем в 2019, но при этом несравнимо меньше, чем на такой же второй год эксплуатации предыдущего Дастера.

Но, чтобы не было недоразумений - сначала немного теории. Если не интересно - мотайте сразу до первого жирного заголовка.

Итак, нужно разделять "стоимость владения" и то, что можно назвать "стоимостью эксплуатации". Первое - это абсолютно все траты на авто, начиная от его покупки и заканчивая стоимостью лампочки габарита, вставленной взамен перегоревшей. Второе же - это именно расходы на эксплуатацию.

Если с первым параметром всё предельно ясно, то второй очень сильно зависит от ситуации. Если вы просто хотите посчитать сколько тратите на машину после покупки - складывайте все расходы. Если же вы, например, хотите прикинуть что вам выгоднее - ездить на работу на метро или на машине, но сама машина у вас есть в любом случае (например, для поездок на дачу или в путешествия), то в таком расчёте не стоит считать страховку, налог и прочие расходы, не связанные с пробегом. Если вы берёте машину и брата/сестры/отца/мамы/друга/подруги, то этот параметр зависит от условий, на которых вам машину дают. И так далее - для каждой ситуации свои вводные. Мы же здесь будем говорить о стоимости эксплуатации, как сумме всех расходов (стоимость владения я сознательно не учитываю, т.к. цены на авто меняются, как и комплектации, а штрафы зависят исключительно от водителя, а не от авто) кроме штрафов.

К сожалению, далеко не все задумываются об этом параметре при покупке машины. Пытаются же его как-то примерно посчитать и вовсе единицы. Ни в коем случае не хочу тут надевать белое пальто, ведь при покупке первого Дастера и при покупке Буханки, я влезал в этот вопрос не очень подробно. При покупке второго Дастера, я уже частично опирался на опыт эксплуатации первого, так что сравнение не совсем корректно.

В общем, заканчиваем с лирикой.

0. Как считать расходы?

Вообще, как угодно. Можно писать в блокнот, но я не рекомендую (каждый раз всё вручную подсчитывать - оно вам надо?). Можно считать всё в экселе - у меня есть друзья, которые так делают и в мире победивших гуглодоксов это весьма удобно. А можно использовать специализированные сервисы, как делаю я.

Перед тем как сдать в трейд-ин старую машину, я задумался над тем как удобно и комфортно вести подсчёт расходов, чтобы начать это делать на новой машине сразу. Помимо удобства и понятности интерфейса, мне было важно чтобы можно было это делать в любом месте со смартфона (гуглодоксы для этого не очень подходят - вы понимаете о чём я, если пытались делать в их мобильном приложении что-то сложнее вписывания букв в ячейку), потому что я понимал что если не впишу заправку сразу - очень велики шансы что забуду это сделать и данные станут некорректными. Пару таких ошибок и все - расчёты уже можно выкидывать.

В итоге, я выбрал для себя приложение "Мой авто". За пиар этой программы мне никто не плаит - я действительно использую её с 2018 года.

Программа существует как для яблока, так и для андроида (есть ещё и веб-версия, но я её открывала раз три, так что особо ничего сказать не могу). Помимо собственно записи всех расходов, здесь есть синхронизация (если поменяли телефон или вносите данные с двух - это удобно), а также такие интересные фичи, как, например, возможность приложить геометку АЗС к записи о заправке. Подробнее рассказывать не буду (но если хотите - пишите в коменты, сделаю отдельным постом). Средний расход топлива, к слову, тоже считается автоматически (да, это может и делает бортовой компьютер, но цифирь в телефоне под рукой всегда, а БК нет)

1. Виды расходов

Здесь я привязан к тому, как категоризирует выбранное приложение. Но, в целом, у меня вопросов к этому нет

1. Горючка
2. Мойка
3. Стоянка и проезд (платные парковки, платные дороги)
4. Обслуживание и ремонт (ТО, шиномонтаж и тд)
5. Финансы (это собственно покупка авто, налоги, страховка, штрафы и тд)
6. Прочее (у меня это всякие ништяки с Али и омывайка)

Также стоит отметить такой параметр как стоимость одного километра - это все вложения, поделённые на пробег. Хоть я и не хочу здесь учитывать полную стоимость владения, но про этот параметр забывать не стоит и для сравнения он нам понадобится. У меня, с учётом всех трат, один километр обходится примерно в 45-50 рублей и чем больше будет пробег - тем это число будет меньше (с поправкой на инфляцию).

2. Суммы

Все мои затраты за исключением вышеуказанных составили 208200 рублей (округляю до сотен). Мой пример применим, конечно, не ко всем - стоит понимать что у меня около половины, если не больше, поездок - трасса.

Из них:

1. Горючка - 94300 (у меня дизель, средний расход за всё время в районе 7 литров на сотню)
2. Мойка - 2900 (да, мою редко и, в основном, на самомойках :) )
3. Стоянка и проезд (платные парковки и платные дороги) - 4400
4. Обслуживание и ремонт (ТО, шиномонтаж и др.) 75800
5. Финансы (налоги и страховка) - 30300
6. Прочее - 500 (омывайки много осталось запасов, ещё в 2019 лил остатки покупки аж с 2016, и ещё мог какую-то покупку не внести, поэтому так мало вышло)

3. Статистические извращения

Возвращаюсь к стоимости километра - я не случайно упомянул его выше. Сделал это для простого и наглядного сравнения. Напомню, в моём случае это 45-50 (будем считать 45), для более жирных комплектаций это было бы больше, для более дешевых - меньше.

Если высчитать стоимость километра чисто по расходам из пункта 2 - получается около 7 рублей за километр.
Если считать чисто по горючке - 3,2 рубля за километр.
Вот и получается что это 15,5% и 7,1% от полной стоимости 1 км. Чем дороже комплектация, тем эти проценты будут ниже, а чем больше будет пробег, тем наоборот - выше.

Это я всё пишу чтобы показать как далеки от реальности расчёты расходов "по бензину".

Рассмотрим на примере. Допустим, у вас дача в 100 км от Москвы (у меня как раз примерно так - чуть ближе). Если вы посчитаете по стоимости горючки - это 700 рублей в одну сторону, а если по общей - 4500.

4. Почему всё-таки без стоимости машины?

Перечитал пост перед публикацией и понял что нужно остановиться поподробнее. Стоимость авто я здесь не учитываю во-первых, потому что она меняется довольно часто и более значительно чем цена той же солярки или моек. Но самое главное, что в зависимости от комплектации ценник меняется значительно, а вот на дальнейшие расходы многие опции влияют значительно меньше (если вообще влияют). Например, сенсорная магнитола не влияет практически никак ни на ТО ни на расход, а ценник поднимает. Такая же ситуация с подогревом сидений, зеркал, задней камерой и прочим-прочим.

Я хотел бы чтобы информация была полезна тем кто найдёт эту статью в поиске, например. Без учёта ценника инфа получается универсальнее и актуальнее.

Если я что-то забыл или непонятно расписал - пишите в коменты, подскажу :)

Спасибо за внимание!